«За» и «против» оперативного лизинга

Для того, чтобы бизнес был прибыльным, необходимо минимизировать затратную часть. Но порой без существенных вложений не обойтись, особенно когда речь идет о необходимости приобретения или обновления основных фондов, то есть того, без чего невозможно получать прибыль. Но эту статью расходов можно существенно уменьшить с помощью оперативного лизинга. Что это такое и как им грамотно пользоваться, читайте здесь.

Операционный лизинг – возможность постоянно обновлять основные фонды

     Оперативный лизинг, который нередко называют операционным, — это одна из разновидностей долгосрочной аренды. Но в отличие от финансового операционный лизинг не подразумевает по окончании срока договорных отношений передачу права собственности от лизингодателя получателю. Наоборот, как только срок лизингового договора истекает, предмет сделки, а чаще всего – это автомобили разных модификаций, стройтехника, коммерческая недвижимость, возвращается к собственнику, то есть лизинговой компании. Правда, лизингодатель вправе после этого выкупить имущество, которое до этого арендовал, но уже на основании совершенно другого, нового договора. В таком случае может иметь место либо финансовый лизинг, либо обычная торговая сделка. Но это уже, как говорится, совершенно иная история. Нас же в рамках данной статьи интересуют особенности оперативного лизинга:

— срок договора лизинга в данном случае короче гарантийного срока эксплуатации имущества, взятого в аренду;

— все расходы по обслуживанию предмета лизинга, в том числе и страховку, технический осмотр и ремонт берет на себя лизинговая компания;

— оперативный лизинг более рискован для лизингодателя;

— обходится лизингополучателю дороже.

     Срок сделок, заключаемых в рамках операционного лизинга, меньше, чем при лизинге финансовом. Соответственно, одна лизинговая сделка не позволяет лизинговым компаниям или банкам – словом, собственникам имущества вернуть себе его стоимость, не говоря уже о прибыли. Однако в течение времени эксплуатации владелец может неоднократно сдавать легковое авто или трактор в аренду и получать от этого прибыль. Кстати, именно машины, сельхозтехника и строительное оборудование чаще всего становятся объектами сделок оперативного лизинга. И это понятно, ведь авто, например, в особенном техобслуживании как, скажем, буровая установка, не нуждается. С другой стороны, машины быстро изнашиваются, выходят из моды (для компаний, занимающихся извозом VIP-персон, это принципиально), поэтому покупать их и тратиться на страховку, обслуживание невыгодно. Проще взять в аренду, попользоваться какое-то время, а потом вернуть и взять новую модель.

     Недостаток оперативного лизинга для лизингополучателя – в его более высокой по сравнению с финансовым лизингом плате. Но это вполне логично, ведь лизингополучатель, беря имущество в лизинг, в данном случае практически ничем не рискует. Он просто оформляет аренду, платит деньги и пользуется тем, что взял, по своему усмотрению, а когда срок договора заканчивается, просто возвращает хозяину его имущество. Лизингодатель же заботится обо всем: о страховке, которая стоит немало, техническом обслуживании. Он же, кстати, платит и налог на собственность за имущество, которое сдает в аренду, на правах собственника. Да еще и переживает при этом, ведь если вдруг оборудование или машина «подкачает» в самый ответственный момент по причине неисправности, то лизингополучатель вправе аннулировать сделку и вернуть взятое в аренду имущество раньше срока. Эти риски, а также затраты и являются причиной высокой стоимости оперативного лизинга. И именно поэтому в России более развит все-таки лизинг финансовый. Большинство клиентов лизинговых компаний рассуждают приблизительно так: уж если и платить деньги, то за свое имущество.